Как устроены роликовые коньки

Устройство роликовых коньков, с одной стороны можно назвать очень простым (ну, чуть сложней, чем система “палка-веревка”), с другой — не так-то все и примитивно. В этой заметке мы разберем, из чего состоят современные ролики, и для чего нужна каждая деталь.

Как устроены ролики (роликовые коньки)

Начнем мы двигаться по нашей схеме снизу, поэтому первым пунктом будут…

Несмотря на то, что это сменный элемент, и фактически, “расходник”, от качества колес зависит, захотите ли Вы вообще заниматься катанием, или нет. Ключевыми параметрами собственно колес являются диаметр и жесткость.

Диаметр колеса отвечает за скорость и маневренность. Чем больше колесо, — тем более скоростные коньки у Вас в руках, но тем менее они маневренные. И наоборот, чем меньше колеса, — тем больше затейливых трюков Вы сможете исполнить на коньках, но со скоростью придется смириться.

Устройство роликовых коньков, из чего состоят роликовые конькиЖесткость колеса также отвечает за два параметра — износостойкость и сцепление с дорогой. И опять же, они диаметрально противоположны. Чем выше жесткость, тем выше износостойкость колеса, но тем ниже сцепление с дорогой. Оптимальной жесткостью, на настоящий момент, считается 80А-85А (буква “А” означает шкалу, по которой эта жесткость измеряется). На всем, что жестче, ездить будет совсем тяжело — сильная вибрация и малое сцепление требуют долгих тренировок. На всем, что мягче — ездить будет легко, но недолго. Чем мягче колесо, тем быстрее оно стирается.

Также, в колесах имеются подшипники, которые тоже являются очень важной частью конструкции. Подшипники классифицируются по шкале ABEC (или аналогичной ей, как делают некоторые производители) и имеют отметки от 1 до 9.

Чем выше класс, тем более точный подшипник используется в модели. От точности подшипников зависит качество качения, и, соответственно, удовольствие от катания. Чем ниже класс, тем точность будет ниже, зато возрастает надежность подшипника. То есть, чем подшипник менее точен, тем более он долговечен, но тем меньше удовольствия от катания на нем. Хотя, все тот же “Спортмастер” имеет свое мнение на этот счет, мы бы не рекомендовали к нему прислушиваться. Разница между качеством качения на ABEC 7 и ABEC 9 на столько ощутимая, что становится вообще непонятно, как можно ездить на подшипниках более низкого класса.

  • Колесные болты (оси и втулки)

Здесь все совсем просто. Их рекомендуется иногда подтягивать специальным ключом-шестигранником. Ну и обязательно следует протягивать колеса перед первым катанием.

  • Рама

Рама — очень ответственный элемент конструкции роликов, который изготавливается, чаще всего, из металла (например, алюминий), или композитного материала (пластика). От надежности рамы напрямую зависит надежность коньков и состояние организма роллера.

По опыту замечено, что большинство пластиковых (композитных) рам не любят катать на себе роллеров, весом более 70-75 кг. Если Вы тяжелее, — рекомендуем сразу искать коньки с металлическими рамами. Отличным вариантом будет каркас из экструдированного алюминия, но здесь следует избегать дешевых предложений. Ибо, на дешевых роликах гнется все, а это чревато повреждением коньков и травмами.

Есть еще и другие параметры рам, но они касаются в основном, профессиональных спортсменов.

  • Штатный тормоз

Из-за вопроса “нужен ли штатный тормоз” сломано уже тонны копий. Одни говорят, что нужен, другие, — что он мешает. Наше мнение, — научитесь кататься с ним, а потом сами решите, нужен он Вам, или нет. В принципе, он всегда легко снимается, а тормозить на первых порах, чем-то надо.

  • Ботинок

Roces 5th elementБотинок — ключевой элемент роликов. Чаще всего, ролики приобретаются именно по принципу “понравились”. А что может понравиться в роликах? Конечно, ботинок.

Ботинки бывают жесткими и мягкими, и задается это предназначением самих роликов. То есть, фитнес-ролики, они всегда мягкие, а ролики класса фрискейт/слалом и агрессив — всегда жесткие. Чтобы понять, что Ваше, а что нет, — определитесь, для чего Вам ролики. Если Вы хотите просто кататься по выходным по парку — берите мягкие коньки. Если в Ваших планах что-то более «исполнительное» — смотрите на жесткие.

  • Шнуровка

Про шнуровку долго рассказывать не надо, зачем она нужна — все знают. Стоит обратить внимание на два момента. Первый, — если шнуровки нет вообще, а вместо нее ремни с липучками — не берите эти коньки, в них Вы точно не сможете кататься. И второе, — если шнуровка идет до самой голени — имейте ввиду, что надевать и снимать эти коньки Вы будете дольше всех на площадке. Чем Выше заканчивается шнуровка, тем медленнее скорость надевания и снимания коньков.

  • Пяточный ремень или пяточная бакля

Пяточный ремень необходим для того, чтобы пятка роллера удерживалась на месте при движении. Если этот элемент не справляется со своей задачей, катание превратится в сущие муки, поскольку вся нагрузка перейдет на переднюю часть ступни, что очень неестественно и неприятно.

  • Каф (куф, манжета)

Каф (он же часто шелл, он же куф, он же манжета) — верхняя часть ролика, придающая ботинку жесткость. Слабо развита на роликах фитнес-класса (за ненадобностью) и очень важна для роликов класса агрессив и фрискейт/слалом

  • Устройство роликовых коньков, из чего состоят роликовые коньки. Верхняя бакляВерхняя бакля

Верхняя бакля необходима для фиксации роликов на голени катающегося (а самой голени внутри ролика, чтоб не болталась). В абсолютном большинстве фиксация происходит при помощи защелки с системой натяжения. В общем-то штука простая, которая отличается одна от другой только качеством изготовления. Определить сходу на глаз, где хорошо, а где плохо, почти невозможно, поэтому читайте отзывы.

  • Внутренний сапог (внутренник, валенок)

Наличие съемного внутренника — это всегда хорошо. Почему? Думаем, не нужно объяснять, — ролики тоже нужно стирать, а сделать это целиком — фактически невозможно. Съемный валенок — это не только забота о гигиене, но и возможность для “тюнинга”. Например, некоторые модели роликовых коньков (Rollerblade Fusion X3) имеют неудобный внутренний сапожок, но при этом, остальная конструкция вполне удачная. Заменив внутреннюю часть, Вы получаете удобный во всех отношениях конек.

Как правило, съемные внутренние сапоги присутствуют на роликах класса фрискейт/слалом или агрессив. Тем не менее, некоторые модели фитнес-класса, также имеют эту деталь.